Psychologi.net.ru

 


Будь в курсе!

загрузка...

 

Топ 10 самых популярных книг

Владимир Леви "Искусство быть собой "

Владимир Леви "Травматология любви"

Андрей Курпатов, Татьяна Девятова "Мифы большого города с доктором Курпатовым"

Курпатов А. "С неврозом по жизни."

Андрей Курпатов "Семейное счастье"

Андрей Ильичев "Главный рецепт женской неотразимости"

Гущина "Мужчина и методы его дрессировки"

Эрик Берн "Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных"

Игорь Вагин, Антонина Глущай "Основной инстинкт: психология интимных отношений"


 

 

В.Н.Дружинин

Психологические типы семьи в европейской культуре

 

 

скачать книгу с depositfiles

скачать книгу с ifolder

                              Содержание

                                                                 
Предисловие.
Психология семьи: результаты исследований и практика.
Социология культуры и теоретическая типология моделей семьи
"Нормальная семья"
Языческая семья и ее нормативная модель
Общехристианская модель семьи.
Семья в русской православной культуре и культуре католицизма.
Сравнение типов семейных отношений к католицизме и  протес-
тантизме.
Сын и дочь, их место в идеальной христианской семье
Семья в советской и постсоветсткой России и ее соотношение с
православной моделью семьи.
Анекдот как зеркало русской семьи
Влияние семейных отношений на интеллектуальную продуктивность
детей
Заключение.
Иллюстрации

 

Предисловие

     "Liber" на  латыни означает и "книга",  и "свободный".  С утратой
значения книги в культуре свобода уходит - остаются компьютерная  виртуальная реальность  и  совокупность потребностей.  Но тема этой книги
далека от понятия "свобода".
Нужна или  не  нужна  семья,  хороша она или плоха как социальный
институт, куда она эволюционирует и какой должна быть  -  эти  вопросы
меня волнуют мало.  В конечном счете меня как автора не интересует да-
же,  какой семья является на сегодняшний день: я оставляю эту проблему
социологам, социальным психологам, этнографам.
Семья меня  интересует  как  фактор,  воздействующий на человека.
Психогенетика выделяет две детерминанты развития:  наследственность  и
среду. Между молотом среды и наковальней генофонда - человек. Для него
семья - главный и основной компонент среды,  в которой он живет как  в
коконе, первую  четверть  (если повезет) жизни,  и которую он пытается
построить всю оставшуюся жизнь.
Говоря научным языком,  семья  для ребенка - первичная социальная
микросреда.
Эта книга ("liber") - о несвободе. Нет, может быть никакого института общества  более  несвободного  (в смысле навязывания определенных
правил жизни человеку), более жесткого, чем семья.
Посему следует  отбросить  все  розовые сказки о "демократической
семье"
, "либеральной семье", равенстве и т.д. и т.п.
В этом случае мы имеем другое, по определению.
Сошлюсь на авторитет Н.А.Бердяева "Семья есть  необходимый  социальный институт и подчинена тем же законам, что и государство, хозяйство и пр.  Семья очень связана с хозяйственным строем и имеет мало отношения  к  любви,  вернее имеет отношение к каритативной любви и лишь косвенное отношение к полу.  Элементы рабства  всегда  были  сильны  в семье и они не исчезли и до настоящего времени. Семья есть иерархическое учреждение,  основанное на господстве и подчинении. В ней социализация любви означает ее подавление
     Проблемы брака и любви-эроса, а не любви-агапе, останутся за пределами изложения.  Любовь и общество - антагонисты. Вернемся к тому же Н.А.Бердяеву: "В этом трагизм любви в жизни человеческих обществ. 

Общество отвергает любовь.  Любящий, в высшем смысле этого слова, - враг общества. Мировая литература защищала  право  и  достоинство  любви  и именно любви не социализированной".
Семья есть структура,  состоящая из отношений: доминирования-подчинения (власти), ответственности, и - добавлю - эмоциональной близости.
Последние, с  моей  точки зрения,  вовсе не являются необходимыми
для семьи как социального института.  Но аффилиация (от  слова  -  лю-
бовь), не считаясь с нормой, либо лежит в основе семьи, либо возникает
в процессе ее существования.  Причем  знак  психической  эмоциональной
близости не обязательно положительный:  равнодушие,  отчуждение, ненависть - окрашивают существование семьи в свои цвета,  не в меньшей мере, чем любовь, понимание и сочувствие.     Итак, книга посвящена влиянию семьи на развитие человека. Из всего спектра человеческих качеств были взяты лишь  общие  способности  - интеллект.
Обычно, когда ведут речь о  влиянии семьи  на  ребенка,  берут не нормальные семьи,  а  аномальные семьи, т.е.  те, где отсутствует один
или оба родителя,  где отношения извращены по сравнению  с  социальной
нормой и т.д. Но мало кто задает вопрос, а как же складывается жизнь в
так называемой нормальной семье?
Нормальной - с точки зрения критериев того общества,  той культуры, где семья живет. И что такое нормальная семья?
Этнографы, антропологи,   социологи,   интересующиеся   проблемой
семьи, обращают внимание на экзотику:  в науке царит исследовательский
"ориентализм".
Возможно, гораздо интереснее изучать  приемы воспитания, виды ро-
дительских отношений,  стереотипы  ролевого  поведения на примерах се-
мей индейцев кечуа, чем в семьях, живущих в Чертаново или в Ист-Сайде.
На мой взгляд,  при этом возникает обратный перенос, и закономерности поведения,  характерные,  например, для индейцев чероки, переносятся на носителей христианской или иудейской культуры, к которой принадлежат исследователи.
С точки зрения психолога (да и этнографа) "нормальная" католическая семья обладает столь же уникальными особенностями структуры и  динамики, как и семьи обществ,  которые излюблены учеными-путешественниками.  Разумеется,  заслуги  этих исследователей,  в частности великой
Маргарет Мид, перед человечеством огромны.
Однако в понимании механизмов формирования личности под  влиянием
социальной микросреды  сегодня мы не очень далеки от уровня знаний начала ХХ века.
Каждая культура  (и ее субкультуры) порождает определенную нормативную модель семьи (или группу моделей).  Структура нормативной семьи
включает в себя:  элементы - нормативных членов семьи, отношения - отношения власти-подчинения и эмоциональной  привязанности-отталкивания, а также их динамику.  Структура отношений определяет особенности позиций и ролей членов семьи.
Нормативная модель всегда "скрыта", формы ее экспликации разнообразны, но главной является описание нормативной семьи в религии.
Нормативная модель  определяет структуру реальной семьи (нормальная семья) в данном обществе. Отклонения от модели специфичны для каждой культуры,  и виды аномальной семьи, а также виды дефектов, которые
возникают при социализации детей в аномальных семьях, зависят от культуры.  Проще говоря, потеря отца по разному скажется на воспитании детей в протестантской и католической семьях. Следует лишь заметить, что
мы имеем в виду  не  вероисповедание,  которого  придерживаются  члены
семьи, а лишь включенность семьи в ту или иную культуру, условно назы-
ваемую "протестантской" или "католической".
Эти высказывания,  может быть звучат тривиально,  без конкретизации: какие же особенности отличают семьи в различных культурах, причем
важны именно психологические особенности.

 

 

 


главная | карта сайта | контакты | © 2007-2015 psychologi.net.ru