Psychologi.net.ru

 


Будь в курсе!

загрузка...

 

Топ 10 самых популярных книг

Владимир Леви "Искусство быть собой "

Владимир Леви "Травматология любви"

Андрей Курпатов, Татьяна Девятова "Мифы большого города с доктором Курпатовым"

Курпатов А. "С неврозом по жизни."

Андрей Курпатов "Семейное счастье"

Андрей Ильичев "Главный рецепт женской неотразимости"

Гущина "Мужчина и методы его дрессировки"

Эрик Берн "Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных"

Игорь Вагин, Антонина Глущай "Основной инстинкт: психология интимных отношений"


 

 

Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. "Психология семьи:
жизненные трудности и совладание с ними"

 

скачать книгу с depositfiles

скачать книгу с ifolder

Учебное пособие посвящено проблемам психологии семьи совладающего поведения в семейном контексте. Авторы пособия обобщают новые научно-практические разработки в этой области. Предназначается для студентов, аспирантов, преподавателей факультетов психологии и социальной работы университетов.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ СЕМЬИ И СОВЛАДАНИЕ С НИМИ
СЕМЕЙНЫЙ СТРЕСС И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
СЕМЕЙНЫЕ СТРЕССОРЫ, КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ

  1. Феноменология семейного стресса
  2. Совладающее со стрессом поведение в семье
  3. Эффективность совладающего со стрессом поведения: кратковременные и долговременные последствия
  4. Совладание со стрессом в семьях разного типа
  5. Совладающее и защитное поведение семьи при стрессе
  6. Факторы устойчивости семьи к стрессу

ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ О ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЯХ КАК ИСТОЧНИКАХ СЕМЕЙНОГО СТРЕССА И
СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СУПРУГОВ о  СЕМЕЙНЫЕ ТРУДНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ
Сфера детско-родительских отношений также подвергается существенным изменениям. о  СТРУКТУРА СЕМЬИ И ЕЕ СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

  1. Анализ трудностей в неполных и полных семьях
  2. Анализ различий в способах совладания с трудностями в неполной и полной семьях
  3. Анализ особенностей воспитания в неполной семье
  4. Сравнение совладающего поведения в неполной и полной семьях

СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО КАК ФАКТОРЫ СОВЛАДАНИЯ В СЕМЬЕ

  1. Тендерные исследования лидерства
  2. Семейные отношения с точки зрения проблем социальной власти и лидерства
  3. Ролевая структура семьи
  4. Феномен семейной власти
  5. Контрольные вопросы
  6. Задания для самостоятельной работы
  7. ЛИТЕРАТУРА

Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСТВА
ТЕОРИИ РОДИТЕЛЬСТВА В ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЕ И ПСИХОЛОГИИ

  1. Культурные детерминанты родительского отношения
  2. Супружеские отношения как фактор родительского поведения
  3. Влияние личностных особенностей родителей на отношение к ребенку
  4. Типология родительского отношения о  СТРЕССЫ РОДИТЕЛЬСТВА

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Контрольные вопросы

ЛИТЕРАТУРА


Глава 3. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ: СУПРУГИ И РОДИТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДОЙ СЕМЬИ ПЕРВЫЙ РЕБЕНОК И ЕГО РОДИТЕЛИ

  1. Принятие роли матери: трудности и совладание с ними
  2. Стрессы мужчин, впервые ставших отцами
  3. Феномен отцовства. Ролевой конфликт в жизни мужчины (мужа и отца) на этапе триангуляции семейной структуры
  4. «Новое отцовство» — новые перспективы развития
  5. Исследования переживания стрессов отцовства и совладания с ними
  6. Контрольные вопросы
  7. Задания для самостоятельной работы ЛИТЕРАТУРА

Глава 4. СЕМЬЯ С «ОСОБЫМИ» ТРУДНОСТЯМИ
МАТЕРИ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

  1. Особенности психического развития недоношенного младенца
  2. Послеродовая депрессия
  3. Преждевременные роды и женщина: социально-психологическое исследование СОЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС СЕМЬИ: ДЕВИАНТНЫЕ МАТЕРИ И ИХ ДЕТИ ПЕРЕЖИВАНИЕ РОДИТЕЛЯМИ СИТУАЦИИ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
  1. Родительские переживания ситуации рождения ребенка с отклонениями в развитии
  2. Стратегии совладающего и защитного поведения родителей
  3. Ресурсы совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с сенсорными нарушениями СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ*

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫЕ НАРУШЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ОДИНОЧЕСТВО В СЕМЬЕ

  1. Контрольные вопросы
  2. Задания для самостоятельной работы ЛИТЕРАТУРА

Глава 5. ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ПО ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ
Основы психологии семьи и семейного консультирования
Агрессия и насилие в семейных отношениях
Психологическая помощь в кризисной ситуации (спецкурс)
Особенности совладания с трудностями детско-родительского взаимодействия (спецкурс)

ВВЕДЕНИЕ
Однажды, когда Муми-троллъ был совсем маленький, его папа в самый разгар жаркого лета умудрился простудиться. Он не пожелал пить горячее молоко с луком и сахаром, он не захотел даже лечь в постель... Он никогда раньше не болел и теперь был очень встревожен... My ми-мама поглядела на мужа и вдруг сказала:
—  Знаешь, я сегодня убирала на чердаке и нашла большую тетрадь. Что если тебе написать книгу о своей
молодости ?.. А потом ты бы читал нам вслух то, что написал.
В ответ папа перестал кашлять:
—  Так быстро книгу не напишешь... Не думай, что это так просто: взял и написал, — проворчал папа и
высунулся из-под одеяла.
—Да, пожалуй, ты прав, — согласилась Муми-мама,...которая в самой трудной ситуации обязательно что -нибудь придумает, и пошла на чердак за тетрадью*.
Вот так сказочные герои выдуманного мира финской писательницы Туве Янссон общаются, взаимодействуют, то есть живут в своей семье. Выдуманная семья муми-троллей — это семья, по которой в глубине души тоскует каждый из нас, потому что «все они славные и добрые — одним словом, семья». Они любят и заботятся друг о друге и обо всех, кому плохо и трудно живется. Они легко решают проблемы любого уровня сложности — от мелких семейных недоразумений до природных бедствий. Один из секретов успеха их семьи в том, что они всегда вместе, даже если на время расстаются, и никогда не унывают, даже в дождливые осенние вечера, когда к некоторым незаметно подкрадывается плохое настроение.
Авторы данного учебного пособия предлагают свой взгляд на важные проблемы психологии семьи — семейные трудности и совладание с ними. Трудно найти тему, так сильно затрагивающую людей, как переживания, связанные с семьей, и их преодоление.
* Янссон Т. Все о муми-троллях: Повести-сказки /Пер. со швед. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 247-248.
Книга предназначена для студентов, изучающих курс семейной психологии в университете. В ней впервые изложены новые материалы, ранее не представленные в отечественной психологии исследования семьи, много материалов из иностранных источников, ранее недоступных читателю, знакомому лишь с русскоязычной литературой. Пособие содержит обобщенный опыт исследовательской группы, работающей в Костромском государственном университете им. Н. А. Некрасова в рамках проекта РГНФ № 03-06-00143а (руководитель Т. Л. Крюкова), посвященного российской семье переходного периода, ее совпадающему поведению и развитию.
В пособии приводятся программы учебных курсов по психологии семьи, созданные и реализуемые авторами как преподавателями университета.
Авторы пытаются отразить неоднозначную оценку состояния современной семьи, которая, с одной стороны, вполне справляется с трудностями и невзгодами, но с другой, требует внимания и поддержки общества из-за неспособности находить решения проблем самостоятельно (социальное сиротство, девиантное материнство и т. д.).
Предлагаем вам, уважаемые читатели, задуматься и вместе с нами поискать ответы на вопросы о том, что делает семью жизнестойкой, что у нее «болит» и почему часть семей не выдерживает даже слабых испытаний. Пособие раскрывает современное состояние представлений о семейной динамике: влияние этапа развития и структуры семьи на ее жизнестойкость, своеобразный вклад родителей и детей в семейную устойчивость к социальным стрессам, показывает специфические семьи, «сражающиеся» с драматическими обстоятельствами своей жизни (больной ребенок, посттравматическое стрессовое расстройство мужа, побывавшего в «горячих» точках, и т. д.). Особое значение придается раскрытию образов матери и отца, называемых «архитекторами» семейных отношений. Поиск семьей, находящейся в трудной ситуации, ресурсов совладания, креативность в нахождении путей дальнейшего развития должны, по мнению авторов, помочь студентам лучше осознать свой профессиональный путь в направлении изучения семейной психологии и помощи семье.
Выражаем искреннюю благодарность и признательность нашим аспирантам и студентам, внесшим своими исследованиями вклад в изучение семьи, семейных отношений и совладеющего поведения.
В написании главы I принимала участие Н.О. Белорукова, главы III — О. Б. Подобина, главы IV — Т. В. Гущина, М. С. Голубева и А. Ю. Василенко.

Глава 1. ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ СЕМЬИ И СОВЛАДАНИЕ С НИМИ
СЕМЕЙНЫЙ СТРЕСС И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

«Ах, эти бури! Они нужны, верно, для
того, чтобы после них всходило солнце», -
подумал Муми-папа, допивая кофе.

Супружеству и семье посвящены тысячи книг и научных исследований. Счастливая или хотя бы психологически комфортная семейная жизнь помогает человеку в достижении личного счастья и самых нелегких жизненных целей. Успешный брак нередко сравнивают с выигрышем в лотерее, «счастливым билетом», он имеет несомненную ценность в общественном мнении. Можно сказать, что большинство людей стремятся к идеальному браку и хотят иметь счастливую семью. Тем не менее нередко кажется, что счастливые браки и семьи редки — мы ежедневно сталкиваемся с супружескими конфликтами, непониманием и враждой ближайших родственников. Еще в начале XX в. много писали и говорили о кризисе семьи и брака. Моногамный идеал, по мнению К. Хорни, постоянно развенчивается, но для общественного института семьи адекватной замены пока не найдено. Долгая и однообразная жизнь с одним и тем же человеком нередко делает скучными и утомительными отношения в целом и особенно сексуальные. Однако это лишь один из поверхностных симптомов трудностей совместной жизни в семье, считают исследователи-психоаналитики (К. Юнг, К. Хорни, А. Миллер, Р. Скиннер). В трудных и напряженных ситуациях, при столкновении с драматическими, по-настоящему серьезными и невыносимыми событиями как в частной и профессиональной жизни, так и в жизни общества, нередко именно семья и близкие отношения становятся той единственной сферой, поддерживающей человека дающей ему силы для преобразования ситуации, выбора «варианта жизни» (В. Н. Дружинин, 2000).
Все это побуждает исследователей семьи изучать факторы, способствующие или препятствующие удовлетворенности взаимоотношениями и взаимодействием у членов семьи во всех сферах жизни. Действительно, почему-то некоторых людей и семей житейские катастрофы «едва касаются... оставляя целыми и невредимыми, а на других, слабых, незакаленных сваливаются как большие снеговые глыбы, сдавливая их», — так описывает А. П. Чехов членов семьи профессора N. в «Скучной истории». В случае, «когда в человеке нет того, что выше и сильнее всех влияний... достаточно хорошего насморка, чтобы потерять равновесие» (А. П. Чехов, 1979. С. 401). Знаменитый писатель называет это «богом живого человека», современные психологи говорят о силе Я, самоэффективности, устойчивости человека и семьи к стрессу, способности к совладанию с ним.
Исследователям семьи как целостности (группы, общности) пока многое представляется неясным, например, как влияют факторы риска или неблагоприятные события на уязвимость к стрессу отдельных индивидов и семьи в целом; что защищает семью от стресса; что такое жизнестойкая или выносливая семья (Е. A. Blechman, Е. М. Hetherington, 1996). Эти проблемы рассматриваются в западной психологии, прежде всего, в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна, согласно которой «семья является системой, так как изменения в одной части ведут к компенсаторным изменениям в других частях семьи». Именно поэтому трудно представить, что в супружестве или в семейных отношениях может быть счастливым кто-то один. Чаще супруги и семьи или вместе счастливы («Все счастливые семьи похожи друг на друга...» у Л. Н. Толстого), или несчастливы. Данный подход связывает научные исследования семейных трудностей с оказанием практической помощи семье — семейной психотерапией (А. Я. Варга, 2001; А. Миллер, 2001; И. Ю. Хамитова, 2001; Э. Г. Эйдемиллер, 2001; В. Юстицкис, 1999). Другое важное социально-психологическое направление изучает динамические процессы и явления в семье как малой или первичной группе, а также динамику семьи как смену стадий, фаз совместной жизнедеятельности и

смену одних семейных событий другими. Первичная группа отличается интенсивным взаимодействием и общением «лицом к лицу», близкими отношениями, означающими приоритетность «своих» перед «чужими». Семья как малая социальная группа имеет свою историю, протяженность во времени, обладает семейной динамикой, то есть закономерной сменой различных этапов и состояний.
На протяжении своей жизни семья сталкивается с самыми разнообразными событиями, некоторые из них представляют собой трудности и стрессы. Они имеют разное происхождение и последствия для семьи как целого. Огромное количество разнообразных событий нашей жизни мы называем стрессовыми: навязчивый телефонный звонок, угрозу болезни, нехватку денег, дефицит любви, потерю близкого человека. Стресс как переживание трудностей бытия — это реальность нашей жизни. В этом смысле стресс понимается как метафора. Экзистенциальный психолог Р. Кугельман считает это оправданным, так как, несмотря на огромные усилия, стойкость и поддержку, «человеческие существа не состоят только из энергии». Стресс, по его мнению, — это плата зажатое проживание жизни современным человеком в постоянном дефиците времени, сил, жажде все больших достижений и успехов. В последние годы появилось описание феномена зависимого от стресса поведения, например, к нему относят компульсивную активность менеджеров и предпринимателей; некоторые из них утверждают, что им лучше работается «под прессом стресса», что так они лучше чувствуют «вкус жизни». Такая разновидность зависимого поведения хотя бы одного из членов семьи не может не сказаться на семейной атмосфере и качестве взаимоотношений и общения, сведенного до минимума.
Со времен Г. Селье широко признано, что чрезмерный стресс (дистресс) разрушает здоровье и благополучие человека. Вводя понятие семейный стресс, американский социолог Р. Хилл (1949, 1958) определил его следующим образом. Это состояние в семье, которое возникает как нарушение равновесия между реально существующими или воспринимаемыми требованиями к семье (в виде угрозы, потери) и возможностями семьи справиться с ними (Е. A. Blechman, E. M. Hetherington, 1996; Н. I. McCubbin, С. R. Figley, 1983). Обычно такое состояние вызывается действием стрессоров, или жизненных событий, неблагоприятно влияющих на семью и ее судьбу. Стрессоры могут влиять на семью в целом или на ее часть (например, на диаду «муж — жена» или «мать — ребенок» ), а также на отдельных членов семьи. Существуют события, которые вызывают к жизни, подталкивают семью кпеременам. Это заметные и важные события, такие как рождение и смерть кого-то из членов семьи; они касаются разных сфер семейной жизни, например, эмоционального климата, способов взаимодействия, целей и ценностей, границ (психологической дистанции) между членами семьи. При семейном стрессе семья переживает общее напряжение и негативные эмоции, определенный (оптимальный) уровень которого может оказывать мобилизующее действие. Известно, что умеренные трудности имеют стимулирующее влияние, заставляя людей «собраться» для преодоления проблемной ситуации.

СЕМЕЙНЫЕ СТРЕССОРЫ, КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
К. Олдвин, ученица Р. Лазаруса, в работе «Стресс, копинг и развитие» (1994) предлагает классифицировать стрессоры по двум основаниям: сила — слабость стресса и продолжительность действия. Исходя из этих критериев, она выделяет четыре вида стрессоров:

  1. травма (катастрофа, несчастный случай) — короткое по продолжительности, но сильное по воздействию явление, событие (война, смерть, неожиданный развод);
  2. жизненное событие — более продолжительное и оказывающее большое влияние на дальнейшую жизнь и судьбу событие (появление / уход члена семьи, переезд);
  3. хронический ролевой стрессор (напряжение) — сюда относятся, в первую очередь, конфликты, накапливающиеся и неразрешимые в ходе выполнения тех или иных социальных ролей («добытчик», сексуальный партнер, жена, теща, зять и т. д.);
  4. жизненные трудности, возникающие при ежедневном взаимодействии личности и среды, или микрострессоры. Это слабые стрессовые воздействия, сила которых может возрастать, накапливаясь, и представлять для семьи большую трудность, чем какое-либо жизненное событие (например, постоянная нехватка денег, плохое жилье).

Разновидностью стрессоров являются семейные трудности — конкретные требования к семье, связанные со стрессовым событием, (например, дополнительные расходы, связанные с рождением ребенка или обучением члена семьи в другом городе). Максимальный семейный стресс, с которым семья не справляется, может привести к семейному кризису. Это неспособность семьи восстановить стабильное состояние в ситуации постоянного давления тех требований, которые изменяют семейную структуру и способы взаимодействия членов семьи (например, развод). Семейный кризис можно определить и как необратимую перемену в жизни семьи, когда прежние, привычные роли членов семьи становятся неадекватными, и происходит разрушение (распад) прежних образцов поведения. Семейный стресс не обязательно достигает уровня кризиса, если семья использует свои ресурсы, умения и противостоит деструктивным переменам.
Стрессоры воздействуют на все сферы жизнедеятельности семьи, но некоторые из них особенно уязвимы к семейному стрессу. Это сферы супружеских взаимоотношений, в том числе интимно-личностных, на некоторых этапах жизненного цикла семьи (например, раннее супружество или супруги на этапе «пустого гнезда» ); родительства — переход к нему, связанный с принятием новой роли (матери или отца первого ребенка), воспитания хронически больного ребенка; здоровья членов семьи (трудности принятия тяжелой болезни и уход за тяжело больным членом семьи). Существуют и другие сферы жизни семьи, требующие изучения с точки зрения их стрессогенности и совладения: одиночество в семье, экономический стресс (финансовое напряжение), профессиональный стресс (семья и работа: перемена или потеря работы, двойная карьера, когда оба супруга-родителя много работают) И другие.

Можно определенно сказать, что семейный стресс — это важное социальное явление и одновременно социальный стресс, признаками которого выступают когнитивная оценка человеком степени угрозы своему и семейному благополучию и последующие изменения в поведении. Так, например, потеря работы одним из членов семьи, без сомнения, ведет к повышению нагрузки и большей занятости других ее членов, если семья хочет сохранить уровень и качество жизни. Семейные стрессы также разделяют на нормативные (естественные изменения, связанные с семейной динамикой — последовательным прохождением этапов развития семьи) и экстремальные (уровня катастрофы, такие как потеря, неожиданная травма).
Феноменология семейного стресса
Нередко признаками стресса разного уровня выступают одни и те же симптомы разной степени интенсивности. Обычно это увеличение напряжения, споров, конфликтов, ссор и борьбы друг с другом, учащение употребления алкоголя, наркотиков, медикаментов, расстройства сна, головные боли, простуды и психосоматические расстройства, изменения в эмоциональном климате и взаимодействии семьи — ревность, измены, подозрительность и недоверие друг к другу, уход от общения, «психологическое отсутствие» и др. Однако, следует отметить, что обычно нормативные стрессы заканчиваются приобретением чего-то нового (новых ролей, ответственности, автономности, независимости и т. д.) членами семьи и семьей как общностью. Выжившая в катастрофе при экстремальном стрессе семья также может иметь какие-то приобретения (большая эмоциональная стойкость, важные навыки), но «цена» этих приобретений различна при воздействии стрессоров такого разного качества.

 

 


главная | карта сайта | контакты | © 2007-2015 psychologi.net.ru