Psychologi.net.ru

 


Будь в курсе!

загрузка...

 

Топ 10 самых популярных книг

Владимир Леви "Искусство быть собой "

Владимир Леви "Травматология любви"

Андрей Курпатов, Татьяна Девятова "Мифы большого города с доктором Курпатовым"

Курпатов А. "С неврозом по жизни."

Андрей Курпатов "Семейное счастье"

Андрей Ильичев "Главный рецепт женской неотразимости"

Гущина "Мужчина и методы его дрессировки"

Эрик Берн "Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных"

Игорь Вагин, Антонина Глущай "Основной инстинкт: психология интимных отношений"


 

 

Наталья Владимировна Гришина "Психология конфликта"

скачать книгу

 «Психология конфликта» — первое издание, в котором полно и систематично изложены психологические проблемы конфликтов. Виды конфликтов, психологические подходы к их пониманию, анализ взаимодействия людей в конфликтных ситуациях, особенности переживания человеком конфликтов, закономерности реакций людей на трудные ситуации в общении, переговорные модели разрешения конфликтов, психологическая помощь людям при возникновении конфликтов — это и многое другое представлено на страницах этой, не имеющей аналогов, книги. Она может оказать необходимую помощь в практической работе психологам, педагогам, социальным работникам, менеджерам, социологам.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Введение. ЧТО ТАКОЕ КОНФЛИКТ
Интерпретация конфликта обыденным сознанием и наукой
Классификации видов конфликтных явлений
Научные определения конфликтов
Признаки конфликтов
Резюме
Часть 1. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Глава 1. ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Борьба в человеческом обществе: социал-дарвинизм
Функциональная («равновесная») модель
«Конфликтная модель»
К. Маркс и Г. Зинмель: социология конфликта
Р. Дарендорф и Л. Козер: начало конфликтологии
Конфликтный функционализм: позитивные функции конфликтов
Победа теоретиков конфликта
Становление конфликтологии
Изучение конфликтов
в отечественной науке
Как сегодня понимаются конфликты
Резюме
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Конфликты человеческой души: интрапсихическая интерпретация
Ситуационные подходы: исследование конфликта как реакции на внешнюю ситуацию
Когнитивистские подходы: конфликт
как когнитивный феномен
Разные феноменологии конфликта  и разные объяснительные модели
Современные тенденции в подходе к конфликтам: признанное и спорное
Резюме
Глава 3. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ КОНФЛИКТОВ
Личностные конфликты
Межличностные конфликты
Межгрупповые конфликты
Внутригрупповые конфликты
Общность конфликтов разных видов
Резюме
Глава 4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТА
Экспериментальные исследования конфликта в лабораторных условиях: игровые процедуры и создание
конфликта
Эксперименты с провоцированием конфликтов в естественных условиях
Изучение специфических форм социального взаимодействия как моделей конфликта
Опросные методы
Резюме
Часть 2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ
Глава 5. КАК ОПИСЫВАЮТСЯ КОНФЛИКТЫ
Категории проблемного поля описания конфликтов
Содержание понятия конфликта в обыденном сознании
Структурные характеристики конфликта
Динамические характеристики конфликтов
Резюме
Глава 6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: ОЦЕНКА СИТУАЦИИ
Критические жизненные ситуации
Объективно-субъективная природа конфликтов
Восприятие ситуации
Определение ситуации
Определение ситуации как конфликтной
Факторы определения ситуации как конфликтной
Синтез ситуационного и личностного подходов
Резюме
Глава 7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: ВЫБОР СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ
Реакция человека на возникающие проблемы.
Уход от конфликта
«Подавление» {«Борьба»)
Диалог
Резюме
Глава 8. КОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Мотивы и цели участников взаимодействия
Стратегии и тактики взаимодействия
Регуляторы конфликтного взаимодействия
Нормативные регуляторы
Модели развития межличностной конфликтной ситуации
Резюме
Часть 3. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
Глава 9. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Становление практики управления конфликтами
Основные понятия управления конфликтами
Работа с конфликтами
Участие третьей стороны в разрешении конфликтов
Психология людей против усилий конфликтологии?
Резюме
Глава 10. РАБОТА С КОНФЛИКТАМИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Психотерапия: диалог человека с самим собой......
Психологическое консультирование
Групповая психотерапевтическая работа
Взаимодействие психолога и клиента
 Проблема метода: от оппозиции к интеграции, от запретов к свободе ....
Резюме
Глава 11. ПОСРЕДНИЧЕСТВО ПСИХОЛОГА В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТА
Работа терапевта с реальными ситуациями межличностных отношений
Принципы психологического посредничества
Барьеры коммуникации в конфликте и возможность взаимопонимания
Процесс психологического посредничества
Резюме
Часть 4. ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ЭФФЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ И ИХ
КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ
Глава 12. ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В КОНФЛИКТАХ И ИХ РАЗРЕШЕНИЮ
Практика разрешения конфликтов: дети — взрослые
Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах в детском возрасте
Обучающие программы для школьников
Ориентация взрослых на конструктивное взаимодействие ..
Школьное посредничество
Навыки посредничества для профессионалов
Резюме
Заключение
Список литературы


ОТ АВТОРА
Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей. К сожалению, этот все возрастающий интерес в немалой степени связан и с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур, и отдельных людей в практической помощи в разрешении конфликтов.
Мы оказались неподготовлены к этой сложной ситуации. Ориентация на «бесконфликтное» развитие общества делала проблематику конфликтов неперспективной. Это привело не только к ее фактическому исключению из области научного исследования, но и к тому, что в обществе не сформировались механизмы работы с конфликтами. Не хватает подготовленных специалистов, а некомпетентные усилия по преодолению конфликтности лишь усугубляют ситуацию. Попытки копирования опыта зарубежных конфликтологов, особенно в области социальных проблем, естественно, не рассчитанного на универсальное приложение в любых социокультурных условиях, оказываются мало успешными.
В какой-то мере это противоречие — осознания необходимости научного осмысления и практической работы с конфликтами и неготовности к ней — касается и психологов. В то же время проблема конфликтов является фундаментальной для психологической науки. Во многих теоретических подходах психологические конфликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком, являются источником развития личности, определяют ее конструктивный или деструктивный жизненный сценарий.
Не меньшую роль они играют и в социальной жизни человека, как в его интерперсональных отношениях, так и в межгрупповом взаимодействии. Таким образом, проблема конфликта проходит через разные области психологического знания.
Нет необходимости говорить о том практическом интересе, который связан с работой с конфликтами. Вся практическая психология с ее разнообразными современными формами работы, так или иначе, связана с проблемами психологических трудностей человека, в том числе переживаемых и в виде конфликтов.
Несмотря на очевидное значение проблемы конфликтов для психологии мы не имеем сегодня сколь-нибудь полных изданий, ей посвященных. В какой-то мере это стало следствием уже отмечавшегося недостаточного внимания науки к «негативной» проблематике. Однако, пожалуй, именно фундаментальность проблемы конфликта более всего затрудняет попытки ее освещения. В психологии немало работ, прямо или косвенно посвященных проблеме конфликта; в последние годы они появляются и в отечественной науке. Однако явления конфликта оказались «поделенными» между различными областями психологии — в первую очередь общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Необходимость целостного описания конфликта требовала иного, проблемно-ориентированного подхода.
Решение этой задачи представляется не только сложным, но и обреченным на критику неизбежных пробелов и упущений. Занимаясь этой проблемой более двадцати лет, я осознаю это, возможно, лучше других, так же как и отдаю себе отчет в той ответственности, которая сопряжена с подобным изданием. Мною двигало, прежде всего, убеждение в целесообразности предварительной систематизации имеющихся в этой области представлений, которая необходима для дальнейшего их уточнения, развития идей и практической работы с конфликтами. Именно эту задачу — введение в научный обиход систематизированного материала по психологии конфликта — я и ставила перед собой. Это в какой-то мере и определило жанр книги, в которой мне хотелось отразить наиболее существенные теоретические представления многих замечательных психологов XX века, опыт их работы и достигнутые результаты, хотя из-за объема материала в большинстве случаев это пришлось делать очень кратко.
Данная работа написана, прежде всего, для психологов, а также всех, кто отдает себе отчет в той огромной роли, которую в конфликтах любого вида играют психологические факторы.
Огромную роль в моей работе сыграла предоставленная мне факультетом психологии Санкт-Петербургского государственного университета возможность чтения цикла лекций по психологии конфликтов, где впервые в стране эта проблематика была введена в учебные программы подготовки психологов. За эти годы менялось само время, менялись и наши представления о конфликтах, но неизменным оставался огромный интерес студентов и доброжелательное отношение коллег. В сущности именно им, а также многим из тех, кто делился со мной своими личными историями, своими жизненными драмами и победами, помогая лучше понимать сложный и трудноуловимый мир человеческих конфликтов, я обязана тем, что решилась на написание этой книги.

 

 

 

 

 


главная | карта сайта | контакты | © 2007-2015 psychologi.net.ru